Вопросы Иоанна, Апостола и Евангелиста, на тайной трапезе Царя
Небесного: об устройстве этого мира, и о Творце, и об Адаме.
I. Я, Иоанн, брат ваш, имеющий долю в несчастье и доли в Царствии Небесном
чающий, сказал, когда возлежал я на груди Господа нашего Иисуса Христа:
“Господи, кто предаст Тебя?” И отвечая, сказал Он: “Тот, кто вместе со Мною
омочил руку в чаше. Тогда вошел в него Сатана и потребовал, чтобы он предал
Меня”1.
II. И сказал я: “Господи, прежде чем пал Сатана, в какой славе прибывал он
у Отца Твоего?” И сказал Он мне: “В такой славе был, что управлял силами
небесными; Я же сидел возле Отца Моего. Он ( Сатана) управлял всеми,
следовавшими за Отцом, и нисходил с небес в преисподнюю2, и восходил
от низших до самого престола невидимого Отца. Он оберегал славу, что
приводит в движение небеса, и замыслил поставить трон свой за облаками
небесными, и пожелал уподобится Вышнему. И когда низошел он в воздух, сказал
ангелу воздуха: “Открой мне врата воздушные”, и тот открыл ему врата
воздушные. Стремясь вниз, он увидел ангела, который держал воды, и сказал ему:
“Открой мне врата водные”, и открыл ему. И, проходя сквозь пределы, увидел
весь облик земли, покрытой водами. Проходя под землею, увидел он двух рыб,
лежащих под водами; как быки, впряженные в плуг, они держали всю землю,
повелением невидимого Отца, от захода до самого восхода солнца. А когда
спустился еще ниже, увидел преисподнюю, которая есть род огня3, и дальше не
смог нисходить из-за пламени огня пылающего. И возвратился Сатана назад,
исполнился злобы, подступил к ангелу воздуха и к тому, который был над водами,
и сказал им: “Все это мое; если послушаете меня, поставлю трон свой над
облаками и уподоблюсь Вышнему; удаляя воды с высоты этой тверди, заполню
прочие места морями и потом не будет воды на лице земли4, и воцарюсь
вместе с вами на веки веков”. И, сказав это ангелам, взошел к другим ангелам,
до пятого неба, и так говорил каждому из них: “Сколько ты должен Господу
своему?” Тот сказал: “Сто мер пшеницы”5. И сказал
ему [Сатана] : “Возьми перо и чернила и напиши: шестьдесят”. И другому сказал:
“А ты сколько должен Господу своему?” Тот ответил: “Сто кувшинов елея”. И
сказал [ Сатана] : “Сядь и напиши: пятьдесят”. И восходя на все небеса, вплоть
до пятого неба6, так
говорил, прельщая ангелов невидимого Отца.
III. И раздался голос от престола Отца: “Что делаешь, отрицатель Отца,
отвращающий ангелов? Делатель греха, быстро делай то, что задумал”. Тогда
повелел Отец ангелам своим: “Совлеките с них одежды”. И совлекли одежды их и
короны их—всех ангелов, которые его ( Сатану) слушали.
И спросил я Господа: “Когда пал Сатана, в каком месте он стал обитать?” И
ответил Он мне: “Отец Мой преобразил его за гордыню его, и отнят был от него
свет, и стал облик его, как железо раскаленное, и как у человека, стал весь
облик его; и увлек он хвостом своим7 третью часть
ангелов Божиих, и был изгнан от трона Божия и от устроения небесного. И
низойдя в эту твердь, не мог Сатана создать никакого покоя ни себе, ни тем,
кто был с ним. И он попросил Отца: “Имей ко мне снисхождение, и все верну
Тебе”. И сжалился над ним Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним был,
насколько он пожелает, вплоть до семи дней8.
IV9. Тогда
воссел [Сатана] на тверди и повелел ангелу, который был над воздухом, и тому,
который был над водами, и подняли они вверх, в воздух, две части вод, а из
третьей части создали пятьдесят морей, и свершилось разделение вод по
предначертанию невидимого Отца. И вновь повелел [ Сатана] ангелу, который был
над водами: “Встань на двух рыб”, и [ встал он, и] поднял головой своей
третью, и она явилась сухой10. Когда
принял [Сатана] корону от ангела, который был над воздухом, из половины [ее]
создал трон свой, а из половины—свет солнца. Приняв же корону от ангела,
который был над водами, из половины создал свет луны, а из половины—свет дня.
Из камней создал он огонь, а из огня—все воинство и звезды11. Из них
создал он ангелов ветра, служителей своих, по образу Вышнего устроителя, и
создал громы, дожди, град и снег, и послал на них ангелов—служителей своих.
Земле же повелел, чтобы она произвела все живое: животных, деревья и травы. А
морю повелел, чтобы произвело оно рыб и птиц небесных12.
V. Затем придумал [Сатана] и сотворил человека по своему подобию, и повелел
ангелу третьего неба войти в глиняное тело. И взял от него [ часть], и сделал
другое тело, в образе женщины, и повелел ангелу второго неба войти в тело
женщины13. Ангелы
же горько возрыдали, увидев в себе смертный образ и будучи не сходного [ с
ним] образа. И повелел [ Сатана] сотворить плотское дело в глиняных телах, и
не поняли они, как сотворить грех. Тогда возбудитель зла умом своим задумал
сотворить рай, ввести туда людей и запретить [им] выходить [из него] . И
посадил диавол тростник в середине рая, и так скрыл свою выдумку негодный
диавол, чтобы они не поняли его обман. И входил он, и так говорил с ними:
“Вкушайте от всякого плода, который есть в раю, от плода же познания добра и
зла не вкушайте”. Диавол же вошел в змея негодного14 и обманул
ангела, который был в образе женщины, и преисполнился брат его (Адам) желания
греха с Евой в прославление змея. Потому называют сыновьями диавола и
сыновьями змея тех, кто совершает желание диавола, отца своего, вплоть до
скончания этого века. И вновь диавол излил в ангела, который был в Адаме, яд
свой и желание, порождающее сыновей змея и сыновей диавола, вплоть до
скончания этого века15.
VI. И затем я, Иоанн, спросил Господа: “Почему говорят люди, что Адам и Ева
богом сотворены и помещены в раю, чтобы соблюдать предначертания Отца, и [в то
же время] утверждают, что они смертны?” И сказал мне Господь: “Слушай
любезнейший Иоанн: неразумные люди так говорят, что Отец Мой лицемерно
сотворил глиняные тела; но все силы небесные сотворил Он из Духа Святого, эти
же [ два ангела] по их вине были явлены с глиняными телами, и их называют
смертными”16. И вновь
я, Иоанн, спросил Господа: “Как же человек начинает бытие свое от духа,
пребывая в теле из плоти?” И сказал мне Господь: “От падших ангелов небесных
зачинаются в женских телах и получают плоть от желания плоти, и рождается дух
от духа, а плоть от плоти; так осуществляется власть Сатаны в этом мире и во
всех родах”.
VII. [ И спросил я Господа: “ Доколе Сатана будет властвовать в этом мире
над сущностью людской?”] 17 И сказал
мне [ Господь]: “Отец Мой предоставил ему властвовать семь дней, которые суть
семь веков”18. И
спросил я Господа, и сказал: “Сколько это будет по времени?” И сказал [Он]
мне: “Когда отпел диавол от славы Отца и от славы своей отказался19, воссел
он над облаками и послал своих служителей ангелов—огонь палящий—к людям, внизу
[ пребывающим], от Адама и до Еноха, служителя своего20. Вознес
он Еноха на твердь [небесную] и показал величие свое, и повелел дать ему перо
и чернила, и сев, написал [ Енох] шестьдесят семь книг21. И
повелел [Сатана] , чтобы Енох отнес их на землю и передал сыновьям. И поместил
Енох книги на землю, и передал их сыновьям своим, и начал обучать их, как
совершать жертвоприношения и таинства противозаконные, и так сокрылось перед
людьми Царство Небесное”. И говорил [ еще Господь]: “Узрите, что Я—Бог ваш, и
нет другого Бога кроме Меня. Потому послал Меня Отец Мой в [ этот] мир, чтобы
Я объяснил людям и поныли бы они злую природу диавола. И в то время, когда
узнал [ диавол], что Я низошел с неба в мир, послал ангела, взял [ древесину]
от трех деревьев для распятия Моего и дал ее Моисею, и доныне она для Меня
сохраняется22. Он же [
Моисей] тогда предвозвещал о Божестве народу своему и повелел дать закон сынам
Израиля, и вывел их посуху через море.
VIII. Когда помыслил Отец Мой послать Меня в мир, послал передо Мной ангела
Своего, по имени Мария, чтобы Она приняла Меня23. Я же,
нисходя, вошел [ в Нее] через слух и через слух вышел. И узнал Сатана,
властелин мира сего, что нисхожу Я разыскивать и спасать погибающих, и послал
ангела—Илию-пророка, которого называют Иоанн Креститель, крестящего водой24.
Илия же спросил властелина мира сего: “Как смогу я [Его] узнать?” Тогда Сам
Господь сказал: “Над кем увидишь ты Духа, нисходящего подобно голубю и на Нем
пребывающего, Тот будет крестить Духом Святым во избавление от грехов, Тот
имеет власть уничтожать и спасать”25.
IX. И снова я, Иоанн, спросил Господа: “Может ли человек спастись через
крещение Иоанново, без Твоего крещения?” И ответил мне Господь: “Если Я не
окрещу во избавление от грехов, через крещение водное никто не сможет увидеть
Царство небесное, ибо Я—хлеб жизни, нисшедший с седьмого неба, и те, кто едят
плоть Мою и пьют кровь Мою, те назовутся детьми Божьими”26. И
спросил я Господа, и сказал: “Что значит “есть плоть Мою и пить кровь Мою”?” И
сказал мне Господь: “Прежде чем отпал диавол совсем его воинством от славы
Отца, они в молитвах своих прославляли Отца такими словами: “Отче наш, который
на небесах”,—и все их песнопения восходили к престолу Отца. А когда пали они,
уже не могли славить Бога этой молитвой”. И спросил я Господа: “Почему все
принимают Иоанново крещение, Твое же крещение принимают не все?” И ответил
Господь: “Ибо дела их злы и не проходят они к свету. Ученики Иоанна вступают в
брак и организуют браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но
пребывают как ангелы Божии на небе”. Я же сказал: “Ведь если от женщины грех,
то человеку нет пользы от брака”. Господь же сказал мне: “Не все вмещают эти
слова, только те, кому дано, ведь есть скопцы, которые таковыми рождаются из
материнского лона; есть скопцы, которых оскопили люди; и есть скопцы, которые
сами себя очистили27 для
Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит”.
X. Я же спросил Господа о дне судном: “Каким будет знамение пришествия
Твоего?” И, отвечая, сказал [ Он] мне: “Когда составится число праведных, то
есть праведных бренных царей28, тогда
будет выпущен из темницы своей Сатана, гнев великий имеющий, и начнет борьбу с
праведниками, и воззовут они ко Господу великим гласом. И тотчас повелит
Господь ангелу, чтобы запела труба. Трубный глас архангела небесного будет
услышан до преисподней. Тогда затмится солнце, и луна не даст свой свет,
звезды падут, сорвутся четыре ветра с оснований своих и заставят одновременно
трепетать землю и море, горы и холмы. Тотчас затрепещет и небо, и затмится
солнце, которое будет светить до четвертого часа29. Тогда
явится знамение Сына Человеческого и с Ним все святые ангелы, и утвердит
престол Свой над облаками, и воссядет над семью [славами] величия Своего с
двенадцатью апостолами на двенадцати престолах славы Своей. И явятся книги, и
будет судить [ Христос] весь мир, и исполнится то, что было предсказано. Тогда
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут они избранников Его от
четырех ветров30, от высших небес,
вплоть до пределов их, и низойдут [ ангелы], чтобы их искать, [и вознесут с
собою на воздух над облаками]31. Тогда
пошлет Сын Божий злых демонов, чтобы прислали они к Нему все народы, и скажет
им: “Придите те, кто говорил: будем есть и пить, и стяжаем блага мира сего”. И
потом вновь они будут позваны, и предстанут все перед судом—все народы,
объятые страхом. Явятся книги жизни32, и станет
явным бесчестие всех народов. И прославит [ Христос] справедливых за их
терпение и добрые дела, славу, честь и непорочность, когда окружали их гнев и
возмущение, несчастье и нужда. И выведет Сын Божий избранных Своих из
средоточия греховного и скажет им: “Придите, блаженные Отца Моего, владейте
Царством, уготованным для вас от основания мира”. Затем грешникам скажет:
“Отойдите от Меня, злоречивые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам
его”. А остальные, видевшие последнее разделение [ людей] , прогонят грешников
в преисподнюю по велению невидимого Отца. Тогда выйдут духи из темниц
неимоверных и будет услышан голос Мой, и станет одна овчарня и один Пастырь.
Выйдет из недр земных мрачная тьма—тьма геенны огненной, и выгорит Вселенная
от недр до воздуха тверди небесной33. И
Господь пребудет в тверди вплоть до недр земных. Глубина же бездны огненной,
где будут обитать грешники, такова: если человек тридцати лет от роду поднимет
камень и бросит вниз, он едва через два года достигнет дна.
XI. И тогда будут связаны Сатана и все воинство его и посланы в бездну
огненную. И сойдет Сын Божий с тверди небесной, и заключит Сатану, сковав его
крепкими оковами, не разрываемыми. Тогда грешники в рыдании и скорби скажут:
“Поглоти нас, земля, укрой нас, смерть”, праведники же воссияют как солнце в
Царстве Отца своего. Приведет их [Христос] к престолу невидимого Отца и
скажет: “Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог. О Праведный! Мир Тебя не
познал; Я же познал тебя воистину, ибо Ты послал Меня”. Тогда ответит Отец
Сыну Своему: “Сын Мой возлюбленный! Сядь одесную Меня, пока не повергну врагов
Твоих к подножию Твоему, тех, кто отвергал Меня и говорил: “Мы—боги, и нет
другого Бога, кроме нас”; тех, кто пророков Твоих убивал и преследовал
праведников Твоих; и Ты прогонишь их во тьму внешнюю. Там будет плачь и
скрежет зубов”. Тогда воссядет Сын Божий одесную Отца Своего, и Отец даст
повеление ангелам Своим, поведет их и расположит их хорами ангельскими, чтобы
одеть их одеянием непорочным, и даст им неувядаемые венцы и престолы
непоколебимые, а Бог посередине пребудет. И не будут они испытывать ни голод,
ни жажду, солнце не зайдет над ними и ни какой зной [ не будет их мучить] .
Бог осушит каждую слезу на их глазах, и [ Сын] воцарится с Отцом на веки
веков”.
© Перевод на русский Е.Лазарев по изданию: Иванов Йордан “Богомилски книги
и легенди” София, 1925 год.
Примечания.
1. Ср. С описанием Тайной Вечери
в Евангелиях (Мф. 26:20-25; Мк. 14:17-21; Лк. 22:14-23 и особенно
Ин.13:21-30). “Тайная Книга” не противоречит здесь логике евангельского
повествования, продолжая каноническое изложение беседы Христа с Иоанном.
2. Infimum
оригинала—субстантивированное прилагательное, превосходная степень от лат.
Inferus—“нижний, подземный, преисподний”.
3. Genus ignis— “род огня”. В
Венской рукописи geena ignis —“геенна огненная”.
4. Речь идет о сотворении Сатаной
земных морей и суши, тогда как небесные воды и земля уже существует. В
Венгерской рукописи несколько иначе: “Помещу воды над этой твердью, а
другие воды соберу в широкие моря”.
5. Характерное для фольклора
измерение духовных сокровищ земными мерами.
6. В Венской рукописи: “...до
четвертого неба”.
7. В венской рукописи говорится,
что у Сатаны появилось семь хвостов, которые интерпретируются как семь
смертных грехов. Сатана приобретает, таким образом, атрибуты змея и
дракона.
8. В связи с просьбой к Богу о
даровании покоя вспоминается известное место из заключительной части
“Мастера и Маргариты”. М.Булгаков интересовался альбигойством, и,
возможно, “Тайная Книга” отчасти повлияла на образность знаменитого
романа.
9. Перевод четвертой главы дается
по Венгерской рукописи, так как в Каркассонской творение мира описано
кратко и без нескольких существенных подробностей.
10. Логика космогонического мифа
подсказывает, что речь идет о сотворении земли. Это подтверждается прямым
упоминанием “сухой земли” в соответствующем месте Каркассонской рукописи.
11. В Каркассонской рукописи:
“...все воинства звездные”.
12. Это своеобразное разделение
живых существ поясняется примечанием, сохранившимся в Венской рукописи:
“Пернатые и рыбы души не имеют, как и звери не имеют души человеческой, но
пернатые и рыбы от вод и воздуха, а звери от земли и воздуха получают все,
что имеют”.
13. Согласно Венской рукописи, в
тело мужчины входит ангел второго неба, а в тело женщины—первого.
14. Змея—единственное животное на
которое не распространялся альбигойский запрет умерщвлять живые существа.
15. Согласно Венской рукописи,
Сатана из своей слюны создал змея и поместил его в тростник, посаженный в
раю. Внушив Еве желание греха, Сатана вышел из тростника в виде змея,
причем этот змей имел облик прекрасного юноши. Змей сочетался с Евой при
помощи диавольского хвоста, из которого он же и был сотворен (образ змея,
как часто бывает в мифах, построен на логических противоречиях). Лишь
потом Сатана соблазнил Адама на любовный союз с Евой. Согласно другому
варианту альбигойского мифа, который сохранился в трактате византийского
богословия XII века Евфимия Зигабена “Против богомилов”, от змея Ева
родила сына Каина и дочь Калмену, а от Адама—Авеля, убитого в последствии
Каином. Трактат Зигабена содержит и оригинальную версию сказания о потопе.
Падшие ангелы от земных женщин родили гигантов, которые, по замыслу
Сатаны, должны были занять на небе место своих отцов. Но гиганты (вместе с
людьми) взбунтовались против Сатаны, который и устроил потоп. Спасся
только Ной, не участвовавший в бунте.
16. Последняя фраза переведена по
Венской рукописи, где ее формулировка пространнее и понятнее, чем в
Каркассонской.
17. Эта фраза в Каркассонской
рукописи отсутствует.
18. Saeculum в латинском языке
означает и столетие, и поколение (33 и 1/ 3 года), и эпоху, период.
19. В Венской рукописи—voluit
вместо noluit (т.е. возжелал своей славы).
20. Енох в христианских апокрифах
считается святым человеком. Возможно, его определение в “Тайной Книге” как
служителя Сатаны следует понимать в том смысле, что он описал небесный мир
по велению Сатаны, а значит, сослужил ему службу. Не исключено также, что
альбигойцы, не признававшие святость Ветхого Завета, отрицательно
относились к Еноху как персонажу ветхозаветной традиции.
21. По Венской рукописи—76 книг.
22. Этот сюжет подробно изложен в
апокрифическом “Сказании о древе крестном”.
23. В Венской рукописи говорится,
что Мария была послана “Через посредство Святого Духа”. Сближение высоких
женских образов со Святым Духом характерно для гностической традиции.
24. По всей видимости, здесь (как
и в отношении Еноха) Илия—ветхозаветный персонаж—находится, по мнению
альбигойцев, под властью Сатаны. Илия воплощается в Иоанна Крестителя, и
это, видимо, может рассматриваться как свидетельство бытования у
альбигойцев представлений о реинкарнации.
25. Согласно Венской рукописи,
эти слова были сказаны Сатаной, который возвестил о грядущем огненном
крещении Христа. Крещение водой (“во имя покаяния”) соотносится, таким
образом, с ветхозаветной традицией.
26. Сходное повествование о
Христе, как о “хлебе жизни” есть в Евангелии от Иоанна, особо почитавшимся
альбигойцами (Ин. 6:35-51).
27. Глагол castrare , стоящий
здесь, в латинском языке часто означал не только “оскоплять”, но и просто
“ очищать”, тогда как глагол eunuchare , употребленный выше в этой фразе,
имеет единственное значение “оскоплять”. Обет безбрачия (но не физического
оскопления) у альбигойцев давали только духовные руководители их общин
(“совершенные”).
28. В оригинале: cum
consummabitor numerus justorum scilicet numerus coronatorum justorum
caducorum. В Венской рукописи это загадочное пророчество сформулировано
несколько иначе: cum consummabitor numerus justorum secundum numerum
coronarum cadentium ( “когда составится число праведников вслед за числом
падающих венцов”).
29. В Венской рукописи есть
примечание к этому месту “Книги”, смягчающее его грозный апокалиптический
натурализм аллегорическим истолкованием: затмевающееся солнце—властитель
на троне (Сатана?), луна—ветхозаветный закон, звезды—его служители, четыре
ветра—цари, которые будут преследовать грядущую церковь. В Венской
рукописи говорится, что солнце будет светить не до четвертого часа, а до
девятого часа.
30. То есть от четырех сторон
света.
31. Последние слова в квадратных
скобках добавлены по Венской рукописи.
32. В Венской рукописи—“две
книги”.
33. Венская рукопись здесь
обрывается.