Волосы же Бога Грозы
уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный
Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не
сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча —
черно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в
летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Славяне видели своего Бога мчащимся
среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами,
белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну,
именно из-за своей черно-белой окраски.
Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный
язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Некоторые учёные
усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый».
Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом
пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и
сближение его имени с «правым». Как будет рассказано в главе «Звёздный мост»,
Перуна считали наши предки учредителем нравственного закона и самым первым
защитником Правды.
Отчаянно гремит по
неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он
«прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Ещё
говорили, что гром и молния — эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает
небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей — похитить Солнце,
скот, земные и небесные. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле
гром — это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как
хорошо всё растёт после грозы... Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода:
лилово-синие, «мёртвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие,
пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.
Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится,
когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в
том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна,
прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу!
Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пеленки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) — беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился...
С громом небесным связана н легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы... Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные топоры и наконец — золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древости приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали. что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, — не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы...
Другой символ Перуна —
так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные
полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища
Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу — на вершинах гор (во всяком
случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот
знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для
красоты, и из чисто «практических» соображений — в качестве
громоотвода...
Когда у славян появились князья и боевые дружины,
Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь
пишут, будто Перун — исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный
среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза — не
только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг
Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и
дождь.
Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году и до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров — домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров — и ещё цветом: быки были чёрными, с белым «ремнём»—полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» — гнедыми (темно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка. А 20 июля (мы помним, что это праздник Перуна) туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням специально откармливали жертвенных быков. Эта традиция ещё в прошлом веке неукоснительно соблюдалась во многих местах. Только теперь языческий пир устраивали возле церкви, и христианский батюшка его освящал.
Есть у Перуна своё дерево — дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовём его ирисом — по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета.
Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Теперь слово «идол» имеет в нашей речи несколько презрительный оттенок (вспомнить хотя бы «идолище поганое»), приходится иногда даже слышать, будто древние славяне «верили в идолов». Но это всё равно что утверждать, будто христиане «верят в иконы». Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складывали приношения, проливали жертвенную кровь: чаще всего — животную, а если народу грозило серьёзное несчастье — то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов: человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. И надо ещё учитывать, что, по утверждению учёных, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался горькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек уходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи, отвести беду— как мы бы теперь выразились, «закрывал собой амбразуру»...
После принятия
христианства Перун отнюдь не был забыт. Здесь рассказано лишь о немногих
обычаях, доживших до наших дней; на самом деле их великое множество. Правда,
Православная Церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были
разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет
воинствующими атеистами были разрушены церкви. Однако учёные говорят, что
христианство не только «громило» язычество, но и пыталось мирно ужиться с ним,
подчинив своей иерархии ценностей. Не случайно особо острые конфликты
происходили всё-таки редко, ибо со временем возникал своего рода симбиоз. В
частности, приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых Богов,
только под новыми именами. Вот и Перун «передал» многие свои качества Илье
Пророку, одному из самых почитаемых христианских святых. Другой «наследник» Бога
Грозы — святой Георгий, змееборец, что так гордо скачет на белом коне по гербу
Москвы. Прерывать традиции слишком опасно. Умные люди понимали это во все
времена, в том числе и тысячу лет назад.