Иная СилаНыне многое сказано о Великом Боге славян - Велесе. И поистине, мало что могу я к сему добавить. Посему ко всему сказанному до сего времени о Нём, хочу добавить, по мере своей, слово не столько о Самом Вещем Боге, сколько о той Силе, коей володеет Он. Да будет писание моё Вещему во Славу, а добрым людям - на пользу! Всем известна былина, носящая название "С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси?". Сия былина входит в состав так называемого "Русского Героического Эпоса". Не смотря на то, что записывался этот эпос уже после крещения Руси, он достоин самого пристального рассмотрения. Ибо содержит множество моментов, отражающих именно исконные, народные взгляды и представления. Особо скажу, что в пересказе рассматриваемой былины мною были опущены все христианские элементы, по причине их незначительности. Также не стоит удивляться тому, что при рассмотрении образов и мифологем, заложенных в этой былине, осуществляется привязка именно к Родным (Языческим) Богам. Ибо принять-то крещение приняли, да вот только Боги-то от этого НИКУДА НЕ ДЕЛИСЬ. Боги бессмертны, в отличие от короткой памяти народа, родство свое забывающего… Итак, вкратце содержание былины: Богатыри, герои данного эпоса, среди которых находятся известные всем буквально с пелёнок - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - выезжают на Софат-Реку и останавливаются у старого ДУБА . Здесь они разбивают шатёр и ночуют. Наутро Добрыня, проснувшись первым, обнаруживает ещё один шатёр, внутри которого находится "Татарчёнок". Как и положено богатырю, Добрыня вызывает "Татарчёнка" на поединок. Однако поединок проходит не в пользу Добрыни - поскользнувшись на правую ногу, он гибнет от руки "Татарчёнка". Вслед за Добрыней уже Алёша Попович сражается с "Татарчёнком". На этот раз татарин оказывается поверженным на Земь, и хотел, уж было, Алёша добить его, но в этот момент прилетает ЧЁРНЫЙ ВОРОН и говорит человеческим голосом, обещая вернуть к жизни Добрыню. Ворон сам приносит Живой и Мёртвой Воды, и встаёт Добрыня живой и невредимый, а татарина на радостях отпускают. Когда же просыпается Илья Муромец, он видит, как через Софат-Реку переправляется татарская сила немерянная. И созывает он братьев-богатырей своих, и сражаются они с ратью татарской, и побеждают они "силу поганую". После этого начинают они бахвалится что, де, плечи у них не устали, кони не уходились, мечи не притупились. Роковую же ошибку, определившую дальнейшую участь богатырей, совершает Алёша Попович, говоря что бы подали им "Силу Нездешнюю" (Иную Силу, Силу Иного Мира), что, мол, "мы и с той силой справимся". Остальные богатыри вторят ему, и являются им тут двое воителей. И начинают богатыри биться с ними. И только разрубают богатыри воителей тех, как тут же появляется на месте разрубленного сразу двое, целы-целёхоньки. И продолжалось так долго, пока, наконец, не испугались богатыри, и не побежали в горы каменные. И добежав до гор тех, ОКАМЕНЕЛИ богатыри, все как один… При поверхностном взгляде на содержание этой былины видно, что мы имеем дело с тем же моментом, коий подробно был рассмотрен волхвом Велемиром в писании, названном "Грозовой миф и судьба России". А именно, противостояние Явьей (понятной, прямолинейной) и Навьей (скрытой, тайной) Силы. Противостояние Силы Перуна и Силы Велеса в том виде, как это представлено у Велемира. Однако при более тщательном рассмотрении выявляется, что виновниками этого конфликта являются отнюдь не эти Великие Боги, а САМИ ЛЮДИ. Ибо в содержании этой былины изначально явственно прослеживается мотив именно СОВМЕСТНОГО ДЕЙСТВИЯ Воли Перуна и Воли Велеса. Поясню: в былине прямо указывается на то, что богатыри останавливаются у ДУБА, что должно символизировать покровительство Перуна богатырям, ибо Дуб - Священное Древо Перуна. Далее - Чёрный Ворон, коий оживляет Добрыню, традиционно мыслится Вещей Птицей Велеса. И естественно, ежели бы не захотел Велес, так никогда бы и не стал Ворон оживлять богатыря, тем паче, что покровителем воинского сословия (здесь - богатырей, как уже было сказано) является отнюдь не Велес, а Перун. Но он делает это, и значит, на то была Воля его покровителя - Велеса. То есть, грубо говоря, Велес оживляет "не своего" человека, возвращая Дух Добрыни из Нави обратно во Явь. Понятно, что при условии именно КОНФЛИКТА между Перуном и Велесом, как он трактуется в "Грозовом Мифе", Велес не стал бы так поступать. Далее: Перун, в свою очередь, помогает богатырям одержать победу над врагом здесь, во Яви. Ибо именно Он, а не Велес, является Богом сражений, дарующим победу. Налицо довольно гармонично совмещающееся действие двух Великих Богов. Дальнейшее же развитие событий предопределилось отнюдь не Богами, а, как уже было сказано, людьми, т. е. самими богатырями. Вероятно, находясь под впечатлением от чудодейственного оживления Добрыни, они начинают требовать себе на бой не кого-нибудь, но самую Силу Нави, Иную Силу. Рассчитывая победить оную всего лишь самым обычным (Явьим) оружием. Естественно, что в конечном итоге богатыри потерпели жесточайшее поражение. А вот конечный результат - ОКАМЕНЕНИЕ - представляется делом Воли именно Вещего Бога. Причём можно предположить, что Перун отнюдь не был согласен с таким исходом. Ибо Перун, как мыслится, поступает в таких случаях в соответствии со своим характером, более прямолинейно. Его способы "воздаяния" - молния и прочие сугубо "силовые" методы. Да, в конце концов, в условиях сражения (и являясь Покровителем сражений) Он мог бы просто сделать так, что бы богатыри были просто убиты, самым обычным способом. Будь на то Его Воля… Обобщая вышеизложенное, можно сказать что мы имеем в наличии вариант, в коем НЕПОСРЕДСТВЕННО САМИ ЛЮДИ являются инициаторами Разлада, результатом коего и явилась их последующая гибель. Но вместе с тем, можно сказать, что на протяжении всего повествования Велес показывает, грубо говоря, КТО ЕСТЬ КТО. Причём делает это ТРИЖДЫ: первый раз - оживляя Добрыню, второй раз - посылая для битвы с богатырями Навьих Воев, которых богатыри так и не смогли одолеть, и третий раз - заставляя богатырей окаменеть. Три, как известно, традиционно мыслится сакральным числом. Именно из ТРЁХ Миров образованно Всемирье. И Вещий наглядно показывает, что Он имеет власть во всех трёх Мирах. Однако же необходимо указать ещё и на следующий момент: Навьи Вои, несомненно, посланные Велесом, тем не менее, НЕ МОГУТ сами убить богатырей, равно как и богатыри не могут убить их. Суть здесь в том, что Навья Сила имеет неограниченное действие именно в Нави. Исходом же сражения, в конечном итоге, явилось то, что богатыри, в первую очередь, именно ИСПУГАЛИСЬ, то есть первым сдался их ДУХ, а не тело. Разлад же во Духе, как ведаю, неизменно приводит к Разладу во Теле. По иному и не бывает, ибо всё во Всемирьи Родовом взаимосвязано. Следующий вариант: Вещий устраивает богатырям ИСПЫТАНИЕ, которое те не смогли пройти. Как известно, Вещий часто испытывает тех, кто пытается, в той или иной мере, взаимодействовать с Ним. Ибо, по справедливости (по Прави), не словесами праздными должен отличатся человек, но ещё и реальными поступками. Прошедших Велесово испытание ждёт щедрая награда, не сумевших пройти оное - суровая (и, что наипаче другого важно - СПРАВЕДЛИВАЯ) участь. Известна сказка под названием "Морозко", где Вещий вначале нещадно морозит девочку, а затем, видя её Волю и упорство, щедро вознаграждает. Возвращаясь же к содержанию нашей былины, заметим что как ни крути, а Велес не делает ничего плохого (а тем паче - не поступает "жестоко") посылая Навьих Воев для сражения с богатырями (сами ведь просили "Нездешней", Иной Силы, так вот же вам, пожалуйста!). По сути, Вещий в этом случае лишь удовлетворил просьбу богатырей, попутно устроив им испытание. Причём испытание это включало в себя и испытание Силы Телесной, и Силы Духовной. Богатырям пришлось, как говорится, "отвечать за свои слова". Всё по справедливости (по Прави)... ...а может статься и так, что ПРОШЛИ всё таки богатыри испытание Вещего, что по нраву пришлись они Ему. На сие, может быть, и указывает то, что обратились тела их в камень. Ведь тело - это не всё, что составляет Человека. Тела богатырей - в камне ныне, а где Дух их бессмертный?... Поистине, ведомо сие лишь Самому Велесу. Таков Вещий Бог - суровый да справедливый, щедрый да мудрый, Великий Бог Севера, Бог отважных русичей. Такова Воля Его... Вещему - Слава! Тако ведаю! Автор: Ставр |